Биосоциальная сущность человека.

скачать презентацию

Глобальные проблемы XXI века.

скачать презентацию

Глобализация.

скачать презентацию

Познание и знание

Познание и знание. Виды познания. Познание чувственное и рациональное.


Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

– в достоверном обобщении фактов;

– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).

Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий.

Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание – это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

– на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);

– рациональное (интеллектуальная интуиция);

– эйдетическое (зрительная интуиция).

Схемы к теме Познание

Подробнее

Деятельность - способ существования людей

Деятельность – способ существования людей.


Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере его существования. В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель — это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. Цель должна быть реальной.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т. е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают потребности — осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) — социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) - моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений че­ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно­гие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч­но-технического развития это, несомненно, проявление созида­тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея­тельности,

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо­давательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо­вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо­лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче­ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего про­изведения и его практическую значимость. Причем результат твор­ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи­ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия.

Подробнее