Финансы в экономике

скачать презентацию

Экономика и государство

скачать презентацию

Слагаемые успеха в бизнесе.


Слагаемые успеха в бизнесе

Предприниматель — это непосредственный, прямой участник бизнеса, косвенными его участниками являются наемные работники, поставщики факторов производства, покупатели, соучредители предпринимательского дела и др. Между бизнесменами и лицами, причастными к бизнесу, формируются сложные экономические отношения, которые оказывают непосредственное влияние на эту деятельность.

1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).

Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между "притоком" и "оттоком" денежных средств. Обычно это называется "планированием финансовых потоков".

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Заемный капитал, заемные финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит.

У крупных предприятий гораздо больше возможностей для финансирования бизнеса, как из внутренних, так и из внешних источников.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная ферма, надо управлять. Эту функцию выполняет либо владелец предприятия, либо привлекаемый им специалист — менеджер. Развитие рыночных отношений в России поставило вопрос об изменении методов управления и подготовки новых кадров для управления: на смену единому центру как главному органу управления приходят многочисленные «центрики» в лице управляющих — менеджеров.

Термин «менеджмент» характеризует три взаимосвязанных понятия.

Менеджмент — это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений.

Под менеджментом также подразумевают «команду» руководителей предприятия.

Основным субъектом менеджмента является менеджер.

Менеджер — лицо, занимающее определенную должность на предприятии и обладающее властью и правом принимать решения.

Обычно выделяют три уровня менеджмента: высший, средний и низовой

Накопленный опыт и результаты многочисленных психологических исследований позволяют назвать важнейшие требования к личности руководителя. Они сводятся к следующему:

  • Менеджер должен обладать: знаниями в области теории управления и экономики, методов активизации трудовой деятельности, технологии и организации производства в отрасли, к которой относится возглавляемая им организация, интеллектом, способностью быть лидером, высокой нравственностью, сознанием социальной значимости и ответственности выполняемой им работы, физическим здоровьем.
  • Менеджер должен уметь: ставить перед собой четкие цели, предвидеть события, быстро и эффективно решать усложняющиеся задачи, управлять собой и своим временем, влиять на окружающих, слушать и ценить мнения других, замечать перемены в настроении каждого члена коллектива, содействовать реализации творческого и интеллектуального потенциала подчиненных.
  • Менеджер должен быть: инициативным, самостоятельным, целеустремленным, находчивым, общительным, уверенным в себе, самокритичным, неравнодушным, справедливым, реалистом.

Т.О. менеджер — ключевая фигура современного производства. Это управленец, руководитель, специалист, призванный в любой ситуации принять самое эффективное (из всех возможных), решение на основе имеющейся информации, собственных знаний и опыта. Рыночное управление — это механизм воздействия на экономику через менеджеров и ограниченное государственное регулирование (преобладание косвенных методов воздействия на экономическую деятельность).

Функции менеджмента:

Организовать — это определить перечень подразделений предприятия; составить штатное расписание или перечень должностей; разработать должностные инструкции для работников разной квалификации.

Планировать — это определить возможные конечные результаты деятельности; разработать стратегию или пути достижения желаемой цели; составить программу деятельности; определить бюджет или установить размер выделяемых материально-технических средств; определить правила поведения сотрудников для достижения цели.

Руководить — это найти квалифицированных специалистов на все должности; познакомить сотрудников с их местом в структуре организации; вырабатывать у сотрудников необходимые умения и навыки; установить ответственность по результатам; формировать положительное мотивационно-ценностное отношение к труду, заинтересованность в достижении целей организации.

Контролировать — это измерять результаты деятельности на соответствие заявленной цели организации.

З. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Добиться достижения своей цели предприниматель может только в том случае, если предлагаемые им товары и услуги будут пользоваться спросом, который определяется потребностями покупателей и их доходами. Поэтому вся деятельность предпринимателя подчинена в конечном счете удовлетворению уже сложившегося или потенциального спроса.

Маркетинг — деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.

Слово «маркетинг» происходит от англ. Market (рынок) и в дословном переводе означает «рынкоделание». Таким образом, маркетинговая деятельность включает в себя не только изучение потребностей и спроса, но также активное воздействие как на рынок, так и на всю производственную деятельность фирмы.

Отсюда следует, что маркетинг на предприятии выполняет две основные функции:

  • изучает, формирует и стимулирует спрос;
  • ориентирует производство на удовлетворение существующего и потенциального спроса.

Существует более двухсот определений маркетинга, раскрывающих ту или иную его сторону.

Маркетинг — это процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж потребителю с целью получения прибыли.

Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством обмена.

Маркетинг — это вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Маркетинг — это эффективная организация всех производственных и сбытовых мероприятий от закупки сырья до послепродажного обслуживания покупателя.

Главный принцип: маркетинг целиком основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жесткую зависимость от этого спроса. «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести»

Основные принципы:

Говоря об изучении рынка, особое внимание уделяется методу сегментации

Сегмент рынка — группа существующих или потенциальных покупателей с одинаковыми предпочтениями в приобретении товара.

Сегментация рынка — это разделение покупателей на группы, причем у каждой группы существует или может появиться потребность (спрос) в определенных товарах.

Сегментация рынка может проводиться с использованием различных критериев (признаков)[3]

Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей по признаку общности социальной и профессиональной принадлежности, принадлежности к различным общественным классам (высшему, среднему, низшему), уровню образования, уровню доходов, владению собственностью. Художнику требуются краски, деловому человеку — мобильный телефон, ученому — научная литература, «новому русскому» — иномарка, владельцу видеомагнитофона — видеокассеты.

Очень часто при сегментации применяются демографические признаки: возраст, пол, размер и жизненный стиль семьи, количество детей, род занятий членов семьи, их убеждения (политические, религиозные, моральные и т. п.), национальность. Так, при группировке по жизненному стилю можно предположить, что неодинаковыми являются потребности деловой женщины, домохозяйки, любителя развлечений, делающего карьеру молодого человека и консервативно настроенного пенсионера.

К географическим признакам относятся масштаб региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя.

Психографический признак позволяет разделить покупателей по образу жизни и типу личности. По образу жизни целесообразно различать консерваторов (традиционалистов), жизнелюбов (оптимистов), эстетов и т. п. По типу личности могут встречаться покупатели-конформисты (живущие по принципу «как все»), оригиналы, увлекающиеся натуры, честолюбцы и т. д. Каждая из названных групп имеет свои приверженности, вкусы, традиции, которые нельзя не учитывать при завоевании рынка.

Поведенческий признак характеризует не столько личность покупателя, сколько мотивацию потребления, складывающееся отношение покупателя к товару, взаимоотношения между покупателем и продавцом, реакцию покупателя на товар и характер использования товара. Например, при группировке потребителей зубной пасты по признаку мотивации покупателя следует учесть, что для одних — это сохранение зубов, для других — свежее дыхание, а для третьих — ослепительная улыбка. Это важнейший с точки зрения маркетинга признак, ибо он не только доступен учету, но и, в отличие от других признаков, может быть изменен в нужном направлении благодаря целенаправленной маркетинговой деятельности.

Принцип проникновения на рынок и разработки стратегии сбыта.

1. Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству. Так и по внешнему виду. Упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идет о технически сложных товарах.

2. Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль. А также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определенной марке и др.

Так, фирма, выпускающая на рынок новый товар, избирает одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Суть стратегии «снятия сливок» заключается в установлении максимально возможной цены на новинку. Цена снижается после того, как несколько схлынет первая волна сбыта. Это позволяет привлечь новых покупателей. Хотя такая стратегия имеет много противников, она обладает рядом бесспорных достоинств. Например, позволяет легко исправить ошибку, ибо клиенты, как правило, более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению. Высокая стартовая цена способствует формированию «образа» качественного товара в глазах потребителей, что может облегчить его сбыт в будущем при удешевлении. Основным недостатком данной стратегии является то, что высокая цена привлекает конкурентов.

Выбирая стратегию «проникновения на рынок», фирмы, наоборот, устанавливают на новый товар заниженную цену, чтобы привлечь как можно больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при масштабном производстве, которое позволяет компенсировать совокупной массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Данная стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, а также, если рост масштабов производства сопровождается сокращением издержек.

  • Распространение – это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель (через посредников или организация собственной торговой точки; прямой или косвенный)
  • Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой (этот вопрос более подробно разбирается в заключительной части урока)

Реклама

Цель рекламы — информировать покупателя о свойствах товара, его достоинствах и цене, дать представление о фирме - изготовителе, убедить покупателя в ее надежности. Средства, которыми располагает реклама, очень разнообразны объявления в средствах массовой информации, рекламные щиты, плакаты и вывески, сувениры и календари, каталоги и справочники. Различные средства рекламы имеют разную эффективность. Последняя определяется видом товара и особенностями потребительской группы, к которой обращена реклама. Например, телевизионная реклама более эффективна при обращении к молодежи, газетная — к людям пожилого возраста. Одежду и обувь лучше рекламировать в журналах и каталогах, а компьютеры или новые кинофильмы — по телевидению.

Действенными формами продвижения товаров являются также: стимулирование сбыта — бесплатные пробы, распродажи по сниженным ценам, премирование постоянных клиентов фирмы, поощрение успешно работающих продавцов; пропаганда — проведение пресс-конференций, благотворительных и других мероприятий, формирующих привлекательный образ фирмы; личные продажи — устное представление в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями.

Закон РФ «О рекламе»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
(О рекламе *О)

(с изменениями на 8 марта 2015 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2015 года)

скачать

Подробнее

Задания с развёрнутым ответом ЕГЭ 2011_1


Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

С1 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

С2 При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

С3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

С4 В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

С6 Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

С7 Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Год Россия США

1991 9,6 млрд долл 161 млрд долл

1994 6,0 млрд долл 173 млрд долл

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

С8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

скачать

Подробнее

Задания с развёрнутым ответом ЕГЭ 2011


Извлечение из Семейного Кодекса РФ

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … >

С1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

С2 Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения) согласно закону могут послужить основанием привлечения каждого из родителей судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

С4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

С7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

скачать

Подробнее

Задания с развёрнутым ответом ЕГЭ 2009


Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах,проистекающихиз их борьбы. Политическаясвобода призывает общественныесилык участиюв государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах. Партииестественновозникаютнапочвеобщественного мнения.

Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)

С1 К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?

С2 Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

С3 Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

С4 Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

С6 Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

С7 В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

С8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний.

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

скачать

Подробнее

Задания с развёрнутым ответом ЕГЭ 2016 проект


Задания с развёрнутым ответом ЕГЭ 2016 проект

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

С1 Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

С2 Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

С3 Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

С4 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

С7 В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

скачать

Подробнее

Экономический рост и развитие


«Экономический рост и развитие»

• Основным показателем уровня разви­тия экономики является валовой внутрен­ний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыноч­ную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внут­ри страны.

• Номинальный ВВП выражен в текущих ценах, реальный ВВП выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП.

Уровень благосостояния граждан опре­деляется величиной ВВП на душу населения.

• Экономика страны развивается нерав­номерно: после ускорения роста наступает спад деловой активности. Во время кризиса фирмы закрываются, ВВП снижается, безра­ботица растет. Вовремя «бума» открывают­ся новые фирмы, но цены растут.

• Возможны внешние причины (мировые открытия, войны, соглашения о торговле) и внутренние причины (деятельность правительства, изменение объемов инвестиций и потребления) циклов.

• Экономический рост — это долговре­менное увеличение реального ВВП как в аб­солютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом уве­личения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или интенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспечивает интенсивный экономический рост.

Понятие «экономический рост» означает увеличение совокупности объема производства товаров и услуг в экономике на протяжении достаточно длительных периодов времени. Этот процесс ­следует отличать от краткосрочных колебаний выпуска под влиянием различных факторов, отражающихся на изменении совокупного спроса.

Под совокупным объемом производства или выпуска (дохода) обычно подразумеваются годовые объемы ВНП или ВВП. Причем данные показатели берутся в реальном выражении. Увеличение за счет более высоких цен нельзя рассматривать как экономический рост.

Основная цель экономического роста — поднять жизненный уровень населения. Поэтому важно не просто анализировать изменение реального ВВП, но учитывать одновременно и рост самого населения. Например, если объем выпуска увеличился на 4% в год, но общая численность населения также возросла на 4%, то в среднем уровень жизни каждого жителя страны не изменится.

Абсолютный прирост ВВП демонстрирует сам факт наличия или отсутствия экономического роста в стране за определенный период. Темп прироста используется для того, чтобы установить, ускорился, замедлился или остался на прежнем уровне экономи­ческий рост страны в рассматриваемый период. Эти же показатели используются и в расчете на душу населения, когда берется не просто ВВП, а ВВП, деленный на численность населения.

Слишком высокие темпы роста населения могут привести к снижению уровня жизни даже при общем росте производства в стране. Например, в 1980—1992 гг. ВВП на душу населения в Нигерии падал на 0,4% в год, в Мексике — на 0,2%. В то же время объем производства в целом, а не на душу населения, также измеренный с помощью ВВП, рос в среднем на 2,3% и 1,5% в год соответственно. В эти же годы общий уровень ВВП снизился лишь в нескольких странах мира (не считая бывших социалистических), тогда как доход на душу населения упал более чем в 50 странах, в первую очередь в наименее развитых. В растущих экономиках темпы прироста дохода на душу населения были очень разными: в Японии — 3,6%, в США и Франции — 1,7%, в Южной Корее — 8,5%, в Китае — 7,6%. Какими же факторами определяется траек­тория роста ВВП в той или иной стране?

Факторы, влияющие на экономический рост, делят укрупнено на две группы в соответствии с типами роста, которые они обеспечивают:

1) факторы экстенсивного роста: труд, капитал, земля, при­родные ресурсы;

2) факторы интенсивного роста: технологический прогресс, экономия на масштабах, рост образовательного и профессио­нального уровня работников, повышение мобильности и улуч­шение распределения ресурсов, совершенствование управления производством и т. д.

Экстенсивный рост достигается за счет привлече­ния дополнительных ресурсов: использования дополнительных земельных площадей, увеличения числа рабочих, оснащения производства большим количеством машин, оборудования (хотя если это приведет к росту капиталовооруженности труда и увеличению его производительности, то можно будет отнести этот фактор к интенсивному).

Интенсивный рост связан с качественным изме­нением факторов производства, совершенствованием технологий.

В этом случае рост осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Обычно бывает сложно точно выделить вклад каждого фактора в эко­номический рост, поэтому говорят о преимущественно интен­сивном или экстенсивном типе роста в зависимости от пре­обладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно.

Статистика последних трех десятилетий свидетельствует, что в развитых индустриальных странах вклад интенсивных и экс­тенсивных факторов примерно одинаков с некоторым преиму­ществом интенсивных, тогда как в остальных странах эконо­мический рост осуществлялся за счет накопления физического капитала и других экстенсивных факторов.

Следующее положение, требующее внима­ния, — влияние темпов экономического рос­та на уровень и качество жизни населения, каждого человека. Это важное положение, так как в конечном счете целью экономичес­кого роста является улучшение именно этих показателей.

Многие аспекты человеческого благополучия (например, состояние здоровья, уровень обра­зования, занятость населения, экология и др.) не учитываются показателями ВВП и ВНП.

Для оценки и сравнения достижений раз­ных стран в области как экономического, так и общественного развития эксперты ООН исполь­зуют специальный индекс человеческого разви­тия (ИЧР). Этот показатель отражает достижения общества в таких аспектах благополучия населения, как образование, здоровье и долго­летие, материальный уровень жизни.

Необходимо подчеркнуть, что ранги стран по ИЧР и по величине ВВП на душу населения различаются между собой. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты эконо­мического роста преобразуются в рост благосо­стояния населения с неодинаковым успехом.

Отрицательная разность говорит о том, что ВВП на душу населения в этих странах выше, чем достигнутый ими уровень человеческого развития. Положительная разность свидетель­ствует об относительно успешном использова­нии результатов экономического роста в инте­ресах человеческого развития.

Анализ факторов и путей достижения экономического роста.

Поиск равновесия между различными фак­торами экономического роста стал частью про­думанной политики, проводимой на государ­ственном уровне. Он оказывает серьезное вли­яние на решение крупных проблем экономиче­ского планирования и развития.

Важно подчеркнуть, что стремление к эко­номическому росту в последнее время встреча­ет возражения двух видов.

Во-первых, ввиду предполагаемого исчер­пания природных ресурсов ставится вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного экономического роста.

Во-вторых, высказывается мысль о том, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей сре­ды и ухудшение условий жизни, несовместима более с идеей прогресса.

«Экономическое развитие», означает переход общества и экономики на новые качественные уровни, к новым типам роста. Экономическое развитие предполагает структурную пере­стройку экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Экономическое развитие происходит, когда благосостояние жителей страны повышается в течение длительного времени. Уровень развития характеризу­ется разными экономическими показателями: уровнем ВВП на душу населения, грамотностью населения, состоянием здоровья, продолжительностью жизни и др. Фактически оцениваются все аспекты развития личности: от состояния здоровья до степени экономической и политической свободы. Такая трактовка согла­суется с документами ООН последних лет, где акцент делается не столько на экономическом развитии вообще, сколько на «человеческом развитии» или «развитии человеческой личности». В последние годы широкое распространение получил термин «устойчивое общественное развитие». Достижение такого типа развития предполагает решение трех групп задач: ]) экономи­ческих (рост, эффективность, стабильность), 2) социальных (справедливость — равенство возможностей, социальный мир, де­мократия, сохранение национальной культуры и др.), 3) эколо­гических (сохранение окружающей среды, рациональное исполь­зование ресурсов).

Хотя интернационализация мировой экономики сейчас очень велика, разрыв в уровнях развития между различными группами стран остается очень большим. Этот разрыв означает не только резкую разницу в уровне душевого дохода, но и различия в структуре экономики, эффективности исполь­зования ресурсов, социальной и институциональной организации, инфраструктуре, системах образования, здравоохранения.

Беднейшие страны попали в так называемую «ловушку бедности»: у них нет необходимой инфраструктуры и финан­совых ресурсов для экономического роста, и они остаются бедными из-за отсутствия этого роста.

Низкий душевой доход в бедных странах ограничивает воз­можность сбережений и накопления. В результате сохраняется низкая производительность труда и низкие доходы. Быстрый рост населения поглощает любое увеличение дохода на душу населения и препятствует выходу из этого «порочного круга бедности».

Большая часть населения мира живет именно в бедных странах с низким жизненным уровнем населения. Их называют «развивающимися», раньше встречалось и название «страны третьего мира».

Страны с высоким жизненным уровнем включаются в груп­пу «развитых индустриальных стран». Развитые страны имеют совершенно другие проблемы роста и развития: их целью является не достижение максимально возможных темпов эко­номического роста, а обеспечение стабильности и качества роста. Последнее означает эффективное использование и воспроизвод­ство основных ресурсов, защиту и улучшение окружающей среды, социальное развитие, исследования и развитие техноло­гии для создания необходимой основы для дальнейшего роста. В то же время каждая страна пытается не проиграть в меж­дународном соревновании, принимающем теперь новые формы вследствие достижений в области телекоммуникаций и инфор­мационных технологий.

Группа стран с переходной экономикой имеет собственные цели в области роста и развития. Одна из главных — создание необходимой правовой и институциональной структуры для функционирования и роста рыночной экономики. Это означает развитие банковской системы, приватизацию, структурную пе­рестройку и т. д. Создание инициатив к инвестированию, к развитию новых технологий позволит заложить основу для экономического роста.

Наверное, самой поразительной чертой современного миро­вого хозяйства является огромный разрыв между средним дохо­дом жителей развитых и развивающихся стран. Так, в 1997 г. ВНП на душу населения в США был 28 740 долл., а в Бангладеш — 270 долл., т. е. в 106 раз меньше. К тому же доход, произведенный в мире, распределяется очень неравно­мерно. Более 35% беднейшего населения планеты имеет менее 2,5% мирового дохода, тогда как на 16% населения с высоким уровнем душевого дохода приходится почти 80% мирового дохода (данные за 1997 г.).

Любопытно и географическое распределение развитых и раз­вивающихся стран. В Северном полушарии сосредоточены более богатые, развитые страны, тогда как развивающиеся страны с низким уровнем дохода тесно сгруппированы в Азии, Африке, Южной Америке. Большая часть стран с низким доходом скон­центрирована в тропиках. Жаркий влажный климат не способ­ствует высокопроизводительному труду, широко распространены болезни среди людей, животных, а сорняки и насекомые-вредители являются бедствием для сельского хозяйства. Часто эти страны не располагают достаточными природными ресур­сами: полезными ископаемыми, энергетическими ресурсами, па­хотными землями.

Внутри группы развивающихся стран также существуют раз­личия. Страны отличаются по обеспеченности природными ре­сурсами, плотности населения. Некоторые из них имеют богатую историю, культуру, общества других — достаточно примитивны.

В последние годы из группы развивающихся стран выдели­лись так называемые новые индустриальные страны Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, которые имеют достаточно высокие среднегодовые темпы роста (их называют иногда азиатскими «тиграми»). Статистика международных эко­номических организаций обычно выделяет их из группы раз­вивающихся стран и помещает рядом с развитыми странами как отдельную группу.

За период с 1965 по 1995 г. в Южной Корее реальный доход на душу населения вырос почти в 10 раз, а в целом эта четверка стран увеличила среднедушевой доход с 18% от уровня развитых индустриальных стран в 1965 г. до 66% в 1995 г. Эти страны начинали, как правило, с временного обеспечения защиты внутренних производителей, т. е. проводили политику протекционизма (ограничения доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов), и лишь потом начинали до­пускать рост импорта, чтобы внутренние производители испы­тывали давление конкуренции и совершенствовали производство. Их политика была ориентирована также на расширение экс­порта промышленной продукции. Характерным для этих стран является необычайно высокая норма сбережений, доходившая до 40% ВВП, что позволяло делать значительные инвестиции в экономику.

В группе развивающихся стран есть как быстро растущие стра­ны, такие, как Малайзия, Чили, Таиланд (Малайзия за 30 лет с 1965 по 1995 г. в 4 раза увеличила свой ВВП на душу населения, а Таиланд — в 5 раз), так и очень слабые го­сударства, отрыв которых от развитых стран по среднедушевому доходу увеличивается: средний доход африканских стран упал с 14% от уровня развитых стран в 1965 г. до 7% в 1995 г. То же касается и развивающихся стран Западного полушария (кроме экспортеров нефти и Чили), которые в 1965 г. имели среднедушевой доход в 2 раза выше, чем новые индустриаль­ные страны Азии, а к 1995 г. наоборот: доход последних стал более чем в 2 раза выше, чем первых. Снижение душевого дохода в странах Тропической Африки, Латинской Америки характеризует не развитие, а регресс.

Просматриваются как бы два пути экономического роста в группе развивающихся стран: в странах Восточной и Юж­ной Азии более быстрыми темпами увеличивается уровень дохода на душу населения, а во второй группе — Тропическая Африка и Латинская Америка — снижается душевой уровень дохода.

Среди причин экономического упадка последней группы стран можно назвать то, что многие из них экспортиру­ют первичные товары — металлы, продукты растениеводства, цены на которые в последние годы снижаются. Кроме того, эти страны сильно отягощены долгами. Многие из них, для того чтобы выплачивать проценты по долгам, вынуждены были брать новые займы, а иногда и просто отказывались платить.

Ученые уже давно спорят о том, догонят ли когда-нибудь развивающиеся страны промышленно развитые страны. Видимо, однозначно ответить на этот вопрос сложно. При темпах роста, которые имела в последние годы четверка азиатских «тигров», это можно сделать достаточно быстро, как в свое время это удалось Японии. Но для слабых стран Африки и Южной Америки такая перспектива не просматривается.

Любопытно, как в истории мировой экономики лидеры сменяли друг друга. По оценке голландского ученого Ангуса Мэддисона, в 1700 г. наиболее высокий уровень душевого дохода был в Нидерландах, в 1800 г. — в Великобритании, в 1990 г. — в США. Если современные тенденции сохранятся, то в 2000 г. самый высокий уровень душевого дохода будет в Японии.

Основные выводы

• низкий уровень валовых внутренних сбе­режений населения препятствует росту вало­вых внутренних инвестиций;

• дополнительное инвестирование способ­ствует росту эффективности экономики и повы­шению доходов населения;

• необходимыми факторами стимулирова­ния частных сбережений и инвестиций являют­ся политическая и экономическая стабильность в стране, надежная банковская система и бла­гоприятная налоговая политика правительства;

• важнейшая проблема экономического развития России — создание благоприятного инвестиционного климата, что будет способ­ствовать превращению внутренних сбережений во внутренние инвестиции.

Макроэкономическое регулирование — од­на из сложнейших задач, которую приходится решать человечеству. Особенно трудно задача управления экономическим ростом решается в тех странах, где рыночный механизм только формируется.

К таким странам относится и Россия, кото­рая пытается самостоятельно, методом проб и ошибок искать наиболее подходящий для ее экономики состав «лекарства от кризисов» и пути экономического роста.

В 2000 г. Россия по абсолютной величине годового ВНП занимала примерно 22-е место в мире. В таблице ООН по ранжированию стран с учетом величины ВНП на душу населения она находится на 120-м месте. По прогнозу экспер­тов Мирового банка к 2030 г. Россию обгонят такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, Мек­сика, Южная Корея, в которых темпы экономи­ческого роста выше.

Что же необходимо сделать, чтобы перспек­тивы экономического роста в России стали бо­лее благоприятными?

Как считают ученые-экономисты и практи­ки, условиями улучшения экономического по­ложения являются политическое согласие на­ции относительно курса экономических преоб­разований, стабильное руководство в стране, обеспечение дальнейшего ускоренного форми­рования рыночных механизмов. Это позволит добиться устойчивого роста ВВП не менее чем на 15% в год и поможет России вернуться в чис­ло лидеров мировой экономики.

скачать

Подробнее

Рыночные отношения в экономике.

скачать презентацию

Фирмы в экономике

скачать презентацию

Правовые основы предпринимательской деятельности.

скачать презентацию