От Февраля к Октябрю

Урок по истории Отечества 11 класс


Тема: «От Февраля к Октябрю»

Цель: Развитие у учащихся навыков анализа исторических событий на примере изучаемой темы «От февраля к Октябрю» в ходе обсуждения проблемы об альтернативных путях развития России»

Задачи: 1. Дальнейшее формирование у учащихся понятия революция, законов по которым развивается революция

2. Усвоение фактического материала.

Форма урока: объяснение нового материала с элементами повторения

скачать презентацию

1 урок

Вступление: тема нашего урока «От Февраля к Октябрю». По мнению практически всех историков 1917 г. Был самым важным в XX столетии не только для России, но и всего мира. Вы уже знаете, что в результате событий 1917 года к власти пришла и утвердилась партия большевиков во главе с Лениным. Все это сопровождалось страданиями реками крови. Цель наших уроков по этой теме попытаться решить один главный вопрос – был ли у России иной, альтернативный путь развития, или страна обречена на постоянные катастрофы и потрясения. Почему важна эта тема? У нас сейчас тоже очень сложная обстановка: кризис в экономике, напряженность в социальной сфере. Может ли это привести к очередному взрыву, мы пока не знаем. В 1917 г. Взрыв произошел.

Объяснение: Революционный процесс тесно связан с гражданской войной и военным коммунизмом. Это звенья одной цепи, они логически обуславливают друг друга. Следствие одного являются причинами другого.

Слайд 1

Все эти события объединяются в единый революционный кризис, который приведет к установлению советской власти на 74 года, причем, как показали события наших дней, путь этот был во многом проблематичным.

? Давайте начнем наше обсуждение нашей темы с того, что вспомним, что такое революция?

? Докажите, что к февралю 1917 года Россия находилась в глубоком кризисе?

Итак. С отречением Николая II закончилось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. В стране происходили грандиозные перемены, по какому пути будет двигаться Россия еще не ясно. Мне кажется, что потенциал для развития страны без тоталитаризма по демократическому пути был. Почему же он не был использован?

Поскольку события происшедшие с февраля по октябрь очень важны, работать будем следующим образом: все факты, их смысл будем рассматривать по месяцами одновременно пытаться ответить на поставленный вопрос – был ли у России иной, альтернативный путь развития.

? Вспомните из курса 9 класса, что такое двоевластие?

Слайд 2

Слайд 3

Давайте разберемся, в чем суть двоевластия.

Слайд 4

Этот правовой вакуум породил помимо Временного правительства и Петросовета и другие органы фактической власти на местах – фабрично – заводские комитеты, районные советы, национальные объединения. Фактически можно говорить о многовластии, хотя традиционно данная политическая ситуация называется двоевластие.

И так, мы выяснили, что двоевластие это одновременное существование двух органов власти – Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. С Советами относительно понятно, что это за органы власти, вспомнив события революции 1905 – 1907 г. С Временным правительством труднее.

? Вспомните из курса 9 класса, почему Временное правительство называют временным?

? Что за орган власти Учредительное собрание.

? Какой главный вопрос оно должно было решить?

Давайте рассмотрим первые шаги новой власти. Уже 28 февраля Петросове издает Приказ № 1. Он ограничил власть офицеров, запретил исполнять приказы, противоречащие распоряжениям Петросовета. Т.е. Петроградский гарнизон, фактически армия под контролем Советов. Одновременно с этим Совет выразил поддержку тем шагам Временного правительства, которые смогут укрепить демократию в России (т.е. Совета – гаранты демократии). Временное правительство не можем существовать без поддержки Совета, т.к. в его руках армия. Но интересно? Почему Петросовет не берет власть в свои руки? И дело не только в том, что Петросовет не хочет брать ответственность на себя. Эсеры и меньшевики – социалистические партии. Они считают, что революция носит буржуазно – демократический характер, что Россия еще не готова к социалистической революции, следовательно, власть должна находиться в руках буржуазии, в лице Временного правительства. В результате переговоров 2 марта 1917 г. вырабатывается Декларация Временного правительства.

Читаем документ.

? Основы какого строя провозглашаются в этом документе?

Современник Брюсов писал: «Воплощены сны вековые,

Всех лучших, всех живых сердец:

Преображенная Россия

Свободной стала, наконец!»

Свершилась мечта многих поколений россиян, Россия – свободна! У Временного правительства в данный момент неограниченный кредит доверия со стороны населения, плюс поддержка Совета.

? Какие задачи должно было решить Временное правительство?

? Что же происходит на самом деле?

Слайд 5

Закономерный вопрос. Какую реакцию это вызвало в обществе? Начинаются массовые демонстрации (Петроград, Москва, другие центры) под лозунгами: «Долой министров – капиталистов», «Долой Милюкова». Разразился I кризис Временного правительства (апрельский). В результате, Милюков и военный министр Гучков подают в отставку. В состав нового коалиционного правительства входят 6 министров – социалистов, в частности Александр Федорович Керенский, как представитель партии эсеров, ставший военным министром. (коалиция – союз разных партий).

Теперь рассмотрим другую сторону тех событий – расстановку политических сил.

Почему эсеры самая многочисленная партия? (т.к. выражали интересы крестьян, а крестьянство самое многочисленное население). Интересный момент, налицо рост численности партии большевиков (февраль – 24 тыс., апрель – 80 тыс., сентябрь – 500 тысяч человек). Почему? Давайте разберемся. 3 апреля из Швейцарии возвращается Ленин.4 апреля выступает с программной речью, которая позже стала называться Апрельскими тезисами. Краткое содержание…

Слайд 6

Понятны эти тезисы для народа? Способствуют ли они росту авторитета партии большевиков? Конечно да! В целом Ленин берет курс на социалистическую революцию, но мирным путем. Как он это представлял? Будучи гениальным политиком, Ленин понимал, что Временное правительство фактически не имеет свободы действия, не может решить насущные проблемы в виду исторической слабости русской буржуазии, и если отказаться от поддержки Временного правительства, завоевать большинство в Советах, то можно придти к власти мирным путем.

Итак, мы рассмотрели основные события с февраля по май 1917 г., рассмотрели расстановку политических сил, возвращаемся к нашей проблеме. Есть ли на данном этапе альтернатива кровавому пути развития – есть!

Рассмотрим следующий этап июнь – июль 1917 г.

Хотя Временное правительство стало коалиционным, это никак не сказалось на его политике. Все осталось по старому, т.е. насущные вопросы остались нерешенными. Нарастает напряжение в стране. Более того, осложняется обстановка на фронте. Германская армия 6 июля начинает наступление, в итоге было убито и ранено свыше 150 тыс. русских солдат. Министры – кадеты премьер министр Львов подают в отставку. Идут массовые демонстрации под лозунгом «Вся власть советам!». Начинается II кризис Временного правительства. В третьей декаде июля формируется второе коалиционное Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Оно полностью социалистическое. Буржуазные либералы сходят с политической сцены (у кадетов всего 4 места в правительстве). Фактически можно говорить о конце двоевластия, т.к. эсеры и меньшевики, которые вначале входили в состав Петросовета вошли в состав Временного правительства. Перед II коалиционным правительством стоят те же задачи. Обстановка в стране накаляется.

Подумайте: куда склоняется чаша весов истории в сторону мирного пути развития или в сторону диктатуры? Мы с вами возвращаемся к главному вопросу, поставленному в начале урока, продолжим наше обсуждение на следующем уроке.

2 урок

III этап – август – октябрь 1917 г. Подготовка к военному переворота началась еще до Государственного совещания. Ее осуществляли Ставка Верховного главнокомандования во главе с Л.Г. Корниловым, офицерские организации («Военная лига», «Союз георгиевских кавалеров» и др.), торгово - промышленные круги («Общество экономического возрождения России»), а так же верхи кадетской партии. Согласованности в планах и действиях не было. Все сходилось на необходимости роспуска Советов и солдатских комитетов, запрещения большевистской партии. Кадеты убедили Корнилова провести переворот под «сенью» кабинета, ограничившись затем, его реорганизацией, а главное в союзе с министром председателем Керенским. Вопрос о конкретной форме диктатуры оставался открытым. Диктатура Корнилова или Керенского род прикрытием Временного правительства, или их «дуумвират», или коалиционная диктатура «людей мощной воли»?

Давайте рассмотрим.

10 августа Корнилов вручил докладную записку, где изложил «неотложные меры на пути к твердой власти»

Слайд 7

После долгих колебаний Керенский принимает предложение Корнилова. Т.О. Корнилов должен был направить в Петроград верные ему воинские части для подавления беспорядков. Однако, 26 августа, когда Корнилов начинает движение в сторону Петрограда, Керенский снимает его с поста Верховного главнокомандующего и обвиняет его в попытке «установить государственный порядок, противоречащий завоеваниям революции». В качестве главного доказательства указывалось на движение Корниловских войск к Петрограду.

? Как можно расценить этот шаг Керенского?

? Что получил премьер - министр?

Получил мощную поддержку Советов, профсоюзов, социалистических партий.

Реакция Корнилова – в своем обращении к «русским людям», переданной из ставки 28 августа, он расценил действия главы правительства как великую провокацию, которая ставит на карту судьбу Отечества. Среди его армии растерянность. Корнилов понимал безнадежность выступления и приказал прекратить движение к столице и добровольно сдал оружие.

Т.О. «Корниловский мятеж» упущена реальность правой диктатуры, критическая точка. О мироном пути развития речи уже не идет.

Керенский с трудом формирует III коалиционное правительство. 1 сентября 1917 года Россия провозглашается республикой. 14 сентября созвано Демократическое совещание. Было решено избрать на совещании постоянный орган – Временный Совет Российской Республики (Предпарламент) и наделить его правом контроля над правительством до Учредительного собрания. Почти сразу же Временное правительство освободило себя от подотчетности Предпарламенту. Итак, Керенский одержал победу над мятежными генералами и восстановил официальные структуры государственной власти. Однако, утратив поддержку со стороны правых сил, власти оказались перед прямой и молниеносно нараставшей угрозой с левого, большевистского фланга.

Общенациональный кризис разрастался. Временное правительство все больше утрачивало контроль над разрушавшейся экономикой России.

? В чем это проявлялось?

? Какие требования выдвигали рабочие, крестьяне, солдаты?

? Какова была обстановка на национальных окраинах?

Т.О. Положение Временного правительства было достаточно шатким. С конца августа 1917 г. Руководство Советами постепенно переходит к большевикам, партия растет. Умеренный социалистические партии переживали кризис, их влияние падало, среди эсеров в октябре произошел раскол, наблюдаются случаи перехода меньшевиков и эсеров в большевистскую партию

Партия большевиков испытывает колебания.

Слайд 8

Рассмотрим хронологию октября. 7 октября Ленин нелегально возвращается в Петроград (далее работа с текстом учебника).

25 октября Ленин выступает с обращение «К гражданам России». В ночь на 26 октября взяли Зимний дворец, Временное правительство прекратило свое существование, министры оказались под стражей. Власть перешла в руки большевиков.

Т.О. произошло установление левой диктатуры в лице Советов рабочих и солдатских депутатов.

Слайд 9

25 октября в Смольном начал работу II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Присутствовало 649 делегатов:390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика, 14 меньшевиков - интернационалистов.

Вечером 26 октября открылось второе заседание съезда. С докладами о мире и земле выступил Ленин. В виде первых декретов советской власти они были приняты съездом.

Работа с документами (из декрета о земле, из декрета о мире)

? В чем главный смысл «Декрета о мире»?

? В чем главный смысл «Декрета о земле?

? Как партия большевиков намеривалась решить наиболее сложный для России аграрный вопрос?

Т.О. широкие слои населения получили от новой власти то, чего не могли дождаться от Временного правительства.

И вновь возвращаемся к нашему главному вопросу – была ли альтернатива?

Власть большевиков опиралась на пролетариат и беднейшие слои деревни. Установилась революционная диктатура, проводимая насильственными методами, включая открытый террор. Значительная часть населения была либо вовсе лишена избирательных прав, либо сильно в них ограничена. Пролетарско – крестьянская демократия опирается на широчайшие слои трудящихся – пролетариат, крестьянство, мелкую буржуазию, служащих, интеллигенцию. Она возможна только на многопартийной основе. На данном этапе шансы на власть у пролетарско – крестьянской демократии были значительны. Альтернатива была, но она не смогла развиться.

Подробнее

Возвышение Москвы в ХIV веке. Начало формирования единого государства

Урок по истории Отечества 10 класс


Тема урока: «Возвышение Москвы в ХIV веке. Начало формирования единого государства»

Цель урока: ответить на вопрос как проходило формирование единого русского государства, почему именно вокруг Москвы стали объединяться русские земли, возможен ли был вариант, когда не Москва, а Тверь стала бы центром Руси.

скачать презентацию

Вступление: На прошлом уроке мы с вами уже говорили о предпосылках, способствовавших объединению русских земель в единое государство. Мы отвечали на вопрос – почему этот процесс был исторически неизбежным, т.е. закономерным.

Цель урока: ответить на вопрос: как проходило формирование единого государства, почему именно вокруг Москвы стали объединяться русские земли, возможен ли был вариант, когда не Москва, а скажем Тверь, стала центром Руси.

Прежде, чем ответить на этот вопрос рассмотрим процессы, происходившие в русском обществе в XIV – XV в., а именно, предпосылки объединения русских земель в единое государство.
1 вопрос – Назовите факторы, способствовавшие собиранию русских земель.
2 вопрос – Расскажите о хозяйственной жизни Руси в XIV в.
3 вопрос – Назовите социальные факторы, способствовавшие объединению русских земель.
4 вопрос - Перечислите политические предпосылки, способствовавшие объединению русских земель.

Обобщите сказанное и ответьте на вопрос – В чем закономерность процесса объединения Русских земель в единое государство.

Обобщение: Т.о. в целом можно сказать, что для развития хозяйственной жизни, для дальнейшего развития феодальных отношений, для борьбы с монголо – татарским игом, с Великим Литовским княжеством, была необходима сильная центральная власть, сильное государство. Процесс объединения русских земель был исторически закономерным. Через процесс политической раздробленности прошли все страны Западной Европы. Что еще раз подчеркивает его закономерность.

Объяснение нового материала: Переходим к теме нашего урока.

Москва, Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…

В н. XIII в. Москва едва ли не самое захудалое княжество на Руси, а уже в XIV в. Московское княжество становится Великим.

В.О. Ключевский выделил два основных фактора, способствовавших возвышению Москвы – географический и политический.

Прослушайте сообщение и подумайте над вопросом: В чем, по мнению Ключевского выгода географического положения Москвы?

(текст сообщения по Ключевскому)

Итак, вы прослушали сообщение, отвечаем на поставленный вопрос – в чем, по мнению Ключевского выгода географического положения.



Теперь рассмотрим политический фактор. Прослушав мое объяснение, постарайтесь ответить на вопрос – какие основные направления политики московских князей можно выделить.

Объяснение: Первым московским князем был сын Александра Невского Даниил (1276 – 1303 гг.). Уже при нем княжество крепнет и растет. Даниил присоединил Коломну и Переяславль. Его сын Юрий (1303 – 1325 гг.) еще более расширил границы княжества, взяв Можайск. Т.О. вы видите (карта), что все земли от истока до устья Москвы реки во владении Московского князя. Более того, Юрий включился в борьбу с Тверским князем Михаилом за Владимирский престол.

Как вы думаете, о чем говорит факт борьбы Юрия и Михаила?

После смерти Юрия Московским князем стал его брат Иван I по прозвищу Калита (что значит денежный мешок) (1325 – 1340 гг.). Он проводил умную, дальновидную политику не гнушаясь никакими средствами. Когда в 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против монголо-татар, Иван Калита вместе с ордынским войском жестоко подавляет это восстание. Вдумайтесь! Русские идут войной против русских вместе с «погаными татарами». Но, с другой стороны, с 1328 г. По 1368 г., т.е. 40 лет на Руси воцарилось спокойствие. Русь крепла, набиралась сил для борьбы с врагом, и началось это спокойствие именно с Ивана Калиты. Как же он правит? Умный, расчетливый, поводит льстивую политику по отношению к Орде, не скупится на подарки Ордынским ханам, и в результате в 1332 г. Получает ярлык на великое княжение. Но не забывайте, что лояльность Орды Иван завоевал не только подарками, но кровью. Пользуясь расположением Орды, Иван I получат право самому собирать для нее налоги, при этом часть средств, естественно, оседает в княжеской казне. Так же Калита способствует и развитию хозяйственной жизни, что тоже ведет к росту богатства Московского княжества. На полученные средства он покупает новые земли, это прежде всего вотчины, деревни и даже маленькие княжества – Углич, Галич, нашу Костромскую землю, Белоозеро. Кроме всего этого Иван I поддерживает тесную дружбу с церковными иерархами, в результате чего кафедра митрополита переезжает из Владимира в Москву, и население Руси начинает с большим доверием относиться к Московскому князю, полагая, что все его действия благословляются русской церковью. Т.е. мы видим, что Москва стала церковной столицей Руси. В целом же, при Иване Калите, Москва стала великим княжеством. А теперь подумайте, кем был Иван Калита Даниилу, первому московскому князю? Сыном! А ведь при Данииле, включая его правление, московское княжество одно из самых захудалых. Вот она роль личности в истории! (не только Калиты, но и его предшественников).

После Ивана Калиты правят его сыновья – Семеон Гордый (1340 – 1353 гг.) и Иван II Красный (Красивый) (1353 – 1359 гг.). Они продолжают политику своего отца по собиранию русских земель. Титул Великого Владимирского князя остается за ними. После кончины Ивана II на престол вступает 9 –ти летний Дмитрий, прозванный позже Донским (1359 – 1389 гг.). Князь Суздальский Дмитрий Константинович попытался воспользоваться малолетством Московского князя, но митрополит Алексей и старшие бояре отстояли первенство Москвы. Княжение Дмитрия проходит в постоянной борьбе. Если его дед Иван Калита копил силы, то при Дмитрии Москва воюет и с Литвой, и с монголо-татарами и окончательно подчиняет Тверь. Трижды (1368 г., 1370 г., 1372 г.) Литовщина подкатывается к Москве, ее отстояли, более того построили белокаменный кремль.

(историческая справка – Московский кремль)

Московский Кремль был неприступной крепостью, его ни разу не брали в результате штурма, только обманом: 1382 г. хан Тохтамыш с помощью нижегородских князей, поляки в Смутное время и Наполеон в 1812 г.

Вместе с Литвой выступал Тверской князь Михаил. В 1375 г. В результате похода кн. Дмитрия, Тверь капитулировала. Князь Михаил окончательно отказался от претензий на Владимирский престол. Эти события еще больше укрепили роль Москвы, как общерусского центра.
Москва и другие русские княжества переходят к противостоянию с Ордой, которая начла в это время ослабевать. В Орде наступает этап феодальной раздробленности, она распадается на ряд улусов, идет постоянная борьба за власть, в результате которой возвышается темник Мамай. Он не ханской крови, зять хана, но умный, сильный, волевой. Причем он правит не всей Ордой, а только левобережьем волги. В 1374 г. Дмитрий прекратил выплату дани Орде, через три года татары разгромили Рязань и Нижний Новгород, а также русское войско на р. Пьяне. В 1378 г. Русские и монголо-татарское войска сошлись на р. Воже, наши победили. Предводитель татар Мурза Бегич погиб. Озлобленный Мамай идет на Русь. В 1380 г. 8 августа хан Мамай и кН. Дмитрий сошлись у р. Непрядва при впадении ее в Дон на Куликовом поле.

(из летописи)

«И была брань крепкая и сеча злая и лилась кровь, как вода и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон; не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом такого множества сошедшихся сил…»

Войско татар полностью разгромлено. Эта победа вдохнула силы и надежду в сердца русских людей. Москва еще более утвердилась в качестве лидера Руси, а князь Московский Дмитрий Донской стал вождем национального значения. Правда через два года хан Тохтамыш неожиданно пришел на Русь, обманом захватил Кремль и сжег Москву. Русь вновь вынуждена платить дань орде, но в уменьшенном размере.

Это поражение не свело на нет дело московских князей, объединение русских земель продолжалось. Умирая Дмитрий Донской оставил окрепшую Русь, власть передал по наследству сыну Василию (1389 – 1425 гг.) не спрашивая разрешения у Орды. Отныне с к. XIV в. Москва признанный центр Руси.

Итак, я вам кратко изложила политику первых Московских князей. Давайте обобщим сказанное и ответим на поставленный вопрос: – Какие основные направления политики Московских князей можно выделить.

Т.О. В XIV в. Начинается новый этап в истории Руси – объединение русских земель вокруг Москвы. Благодаря взаимодействию географического, природного, экономического и политического факторов Москва стала центром Руси.

Подробнее

Древняя Ассирия

Урок по истории Древнего мира 5 класс


Тема урока: Ассирийская держава

Цель урока:

1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.

2. Показать грабительский характер ассирийских завоеваний.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами.

Вступление: Здравствуйте, ребята. Время неумолимо с каждой секундой бежит вперед, наш урок длится всего лишь 40 минут, а узнать хочется много, но, как известно, без повторения нет знаний, и поэтому у меня к вам первый вопрос:

1. Какие государства Древнего мира мы с вами изучили?

(Древний Египет, Финикию, Вавилонское царство)

2. Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?

(Общее: проходили разливы рек, оставляя после этого плодородный слой ила на полях, жители занимались земледелием, ремеслом, строили оросительные анналы для своих полей. Практически одновременно появились государства, горда, религия, письменность.

Различия: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно смывая все на своем пути, строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах а на глиняных дощечках).

3. Назовите самую высокую пирамиду Египта? Дата, когда она была воздвигнута?

4. Как звали Вавилонского царя, при котором были записаны первые законы?

5. Назовите дату правления царя Хаммурапи?

(1792 – 1750 гг. до н.э.)

6. Кого и от чего царь Хаммурапи защищал в своих законах?

7. Чем прославились финикийцы?

8. Что вывозили торговцы из Финикии? (строительный лес)

9. Что обозначает понятие «колония»?

10. Где был придуман первый алфавит?

Столетия – фонарики

А сколько их во тьме.

На прочной нити времени,

Протянутой в уме

Огни многообразные

Вы тешите мой взгляд

То яркие, то тусклые

Фонарики горят.

скачать презентацию

Сегодня на уроке мы продолжаем удивительное путешествие в загадочный мир Древней истории, узнаем еще об одной древнейшей цивилизации – Ассирии, посмотрим, как возникла Ассирийская держава и какие государства вошли в её состав, какую роль в становлении Ассирии сыграло использование железа, попытаемся выделить преимущества ассирийского войска, которое ничто не могло остановить, оценить поведение ассирийцев на завоёванных землях. А самое главное, мы в очередной раз должны испытать чувство восхищения её Величеством Историей.

Слайд 1

Работа по карте - Где находилось государство Ассирия?

Страна располагалась в верховьях Тигра и Евфрата.

Слайд 2

Большую её часть покрывали лесистые горы. Плодородных земель было меньше, чем в Южном Междуречье. Климат в Ассирии холоднее, чем в Шумере, а дожди выпадают гораздо чаще. В древности в её горах водилось множество дичи, а её жители были прекрасными охотниками.

Слайд 3

Основными занятиями населения Ассирии было земледелие и скотоводство. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, разводили виноград. Огромную роль в хозяйстве страны играла торговля.

Слайд 4

Своё название страна получила от древнего города Ашшура, лежавшего на правом берегу Тигра. (Ашшур был верховным богом ассирийцев).

В первом тысячелетии начинается возвышение Ассирийской державы. Что же способствовало росту этого государства. Давайте все вместе подумаем. А секрета здесь нет никакого. Для начала вспомните, какими металлами люди могли пользоваться к началу первого тысячелетия?

(Люди к этому времени уже использовали медь и бронзу.)

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тысячи лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук. Скажите, пожалуйста, почему железных изделий было так мало.

(железо было редким металлом и ценилось на вес золота)

Тысячи лет люди ходили по рыхловатой красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрдое, чем медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо "небесным камнем". Но "небесного" железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. В первом тысячелетии до н.э. люди научились использовать железную руду.

Открытие железа -I тысячелетие до н.э. (дата обозначается на ленте времени)

Давайте обратимся к учебнику (стр. 83, п. Освоение железа) и определим: какими недостатками и достоинствами обладал этот металл.

Работа с учебником.

Ученики отмечают, что для плавки железа необходима более высокая температура, чем для меди, специальные печи, много топлива, особые навыки литейщиков и кузнецов. Но железная руда встречается чаще, следовательно, железо дешевле меди и бронзы. Оно твёрже бронзы.

Вспомните, какими свойствами обладали почвы Нила, Тигра и Ефрата?

(Они были мягкими плодородными)

Ассирия - страна горная, со скудными, каменистыми почвами. Благодаря открытию железа, с помощью железной кирки долбили самый твёрдый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твёрдые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда земледелие стало процветать в странах с более тяжёлыми условиями для жизни людей, например в Ассирии. А, следовательно, государство богатело. Однако, из железа можно было изготовить не только орудия труда, но и оружие для армии. К 800 г. до н.э. (отмечается на ленте времени и в тетради) - армия ассирийцев становится самой сильной в мире.

Давайте выясним, как была вооружена ассирийская армия?

Работа с текстом учебника

(самостоятельное чтение – стр. 84 п. Ассирийское войско)

Слайд 6

И так, как была вооружена ассирийская армия?

(Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками, они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки).

Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?

(Ассирийцы широко использовали конницу)

Какие новые технические средства использовали ассирийцы во время боя?

(Они использовали таран и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь)

Вспомните, чем были вооружены воины египетского фараона? Что общего и что различного?

(Египетские воины были вооружены луками, копьями, боевыми топориками, кинжалами, изготавливаемыми из бронзы. Металл прочнее, чем медь, но мягче, чем железо, чтобы кинжалы не гнулись при ударе, их делали короткими и массивными. Защищались небольшими лёгкими щитами. Использовали колесницы).

Как вы думаете, чья армия была сильнее – египетская или ассирийская?

( ассирийская, т.к. они изготавливали оружие из железа, а египтяне из бронзы, более мягкого металла)

Ну и конечно, как вы уже, наверное, догадались, имея такую сильную, хорошо вооруженную армию, ассирийские цари вели активную военную политику. Давайте обратимся к карте и определим направления походов ассирийской армии.

Слайд 7

В 8-7 -м веках до н. э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг - в Египет, на север - в горное царство Урарту. Так складывается ассирийская военная держава.

Перед вами исторический документ, прочтите его.

Документ

Из анналов Салманасара III

(856 – 824 гг до н. э.)

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился.Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город….Сильную битву я устроил…3400 воинов поверг своим оружием, …и кровью окрасил я горы, … его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. В моей могучей селе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем

С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

(с целью обогащения)

Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

(воинов, оружие, коней, домашний скот…)

Слайд 8

Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

(захватнические, грабительские, несправедливые)

Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы?

(фараоны Египта)

Как вы думаете, радовались ли жители захваченных стран, что попадали в зависимость от ассирийцев?

Конечно, они не радовались, они сопротивлялись. Чтобы их усмирить, ассирийцы поступали с ними неимоверно жестоко.

Слайд 9

Работа с текстом учебника (стр. 85. п. Завоевания ассирийских царей; абз.2)

Летопись ассирийского царя (из надписи на камне)

Я, Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света,

премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов, Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни - все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить.

Чем похвалялся Синахериб?

С какой целью он пошел на Вавилон?

Я хочу открыть вам небольшой исторический факт, дело в том, что Синахериб два года по каким то причинам медлил занять престол в Вавилоне, и вавилоняне были вынуждены выдвинуть царем другого человека, на что Синахериб ответил вот такой жестокостью.

Когда к власти пришёл Синахериб, город Ниневия стала столицей.

Слайд 10

Ниневия – богатая и красивейшая, столица, которая удивляет, пугает

"Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов"

Слайд 11

Все богатства завоёванных стран стекались в этот город - город гигантских дворцов, гигантских площадей, гигантских улиц, город-крепость, обнесённый мощными стенами и обведённый рвом. Про стену говорили: "Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов". В ширину эта стена имела 40 кирпичей или 10 метров, в высоту - 100 кирпичей, 24 метра. Главным украшением города, конечно же, были дворцы. Дворец был окружен высокой белой зубчатой стеной. С двух сторон от ворот стояли статуи быков с человеческим лицом. Они достигали в высоту 5,5 метров и были добрыми духами - хранителями "шеду". Каменные стены дворцов украшались рельефами. Охота была постоянным занятием ассирийских царей, об этом говорят рельефы, настенные изображения в царских дворцах. Животные у них содержались в специальных парках, искусственных оазисах (напоминали наши зоопарки). Цари устраивали большие загонные охоты и охоту с сетями, которую сейчас не встретить нигде. Фрагменты рельефа, найденные в царских дворцах, одни из лучших памятников мирового искусства.

Много было царей в Ассирии, одним из последних правил ею Ашшурбанапал.

Слайд 12

Чем же интересен этот правитель?

Ашшурбанапал – царь – воин, могучий, непримиримый и в то же время образованный, мудрый правитель. На самом деле Ашшурбанапал вошёл в историю как царь, проводивший мирную политику. Один древний поэт, прославляя Ашшурбанапала, писал:

Ни в городе, ни в доме

Никто не пускал в ход силу, чтобы присвоить

Имущество товарища, и на территории всей страны

Никто никому не причинял ущерба.

Вся земля была мирным домом.

И чисты, как масло, были все четыре стороны света.

Уж очень это не похоже на воинственную Ассирию. Хотя история доказала, что Ашшурбанапал был единственным ассирийским царём, который стремился к миру и благополучию.

Слайд 13

Ашшурбанапал собрал удивительную библиотеку древнейших книг. Спустя 17 лет после смерти Ашшурбанапала Ниневия пала под ударами войск вавилонян и мидян, дворец царя был предан огню. Это было в 612 г. до н.э. Но библиотека Ашшурбанапала не пропала в огне, книги были написаны на глиняных табличках, а от огня глина становится только крепче. Учёные смогли восстановить содержание книг. Так мы узнали о сказании о Гильгамеше.

Сообщение ученика: При раскопках знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала были найдены 12 табличек с клинописным текстом, повествующим о подвигах полумифического героя Гильгамеша. Это сочинение в древности пользовалось огромной популярностью, оно было составлено из различных мифов и сказаний.

Миф повествует о том, что Гильгамеш царствовал в могущественном городе Уруке. Не зная, куда приложить свою силу, он буйствовал с приближёнными. Жители города Урука пожаловались богам и попросили их помочь справиться с Гильгамешем. Тогда боги, решив испытать его силу, послали против него могучего дикого человека - Энкиду, всё тело которого было покрыто густой шерстью. В единоборстве ни тот, ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду союз - дружбу навеки, и решили изгнать они из страны всё зло. Гильгамеш уверил Энкиду, что вдвоём они справятся с любым врагом. Так ходили они по разным странам, сражались с могущественными врагами, пока боги не решили, что достаточно Энкиду пожил на земле, и послали ему смерть. Долго печалился Гильгамеш, не мог смириться с потерей друга: "Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не вставать вовеки веков?" Тогда отправился Гильгамеш искать бессмертие. Удалось отыскать ему священную траву жизни, но на пути в Урук остановился он возле водоёма, чтобы умыться и переодеться. В это время змея, почуявшая запах чудесного растения, похитила его и уползла, сбросив старую кожу. Бессмертие оказалось недоступно человеку.

Понравилось ли вам сказание? Чем? Как вы думаете, отличались ли чувства Гильгамеша от чувств наших современников?

Наш урок подходит к концу. Что мы узнали?

Скажите, благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?

(Они научились обрабатывать железо, изготавливать железное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях.)

Почему такая мощная и сильная держава распалась в 612 г. до н.э.?

Силу ее подточили восстания народов. При Ашшурбанапале, 668- ок. 626, начались восстания в Египте, Вавилонии и Мидии. Нашествие скифов пошатнуло власть Ассирии над подвластными ей народами. После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-востоку от Двуречья. В 612 году до н. э. Ниневия была осаждена союзниками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь Сарданапал, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара и сжег себя со всеми сокровищами. Завоевания Ассирии отличались страшной жестокостью, часто искореняли местное население или перемешивали элементы его, что содействовало нивелировке наций Передней Азии и потере отдельными народами их особенностей. С конца VII в. до Р. Хр. ассирияне смешались с покорившими их народами и исчезли. Великая ассирийская держава погибла.

Подробнее

Древняя Спарта

Урок по истории Древнего мира 5 класс


Тема урока: Древняя Спарта.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.

2.Продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы учащихся, составлять рассказ.

скачать презентацию

Слайд 2 (карта)

Вступление: Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью людей в древнегреческих полисах. Сегодня на уроке мы познакомимся с общественным устройством Спарты и сравним их с Афинским государством.

На прошлом уроке мы с вами говорили об Афинах, знаем, что демос добивался прав участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство, и поделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в 594 г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.

Повторение:

Слайд 3 (Древние Афины)

? Что означает понятие реформы?

? Назовите дату, когда Солон начал проводить свои реформы?

? Чьи законы отменил Солон?

? Как в законах Солона решался вопрос о долгах?

? Какие реформы еще были проведены Солоном?

? Какие изменения произошли в суде?

? Как изменились права демоса?

? Почему граждан Афин назвали властелином государства?

? Что означает понятие демократия

Итак, друзья: Солон был политиком, поэтом, и мудрецом Афинского государства. В 594 г. до н.э. он начал проводить реформы. Первым делом он освободил всех должников от долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в работе главного органа власти Народного собрания, решавшего важные государственные дела, независимо от состояния, но честные и порядочные могли быть избраны судьями, или присутствовать на любых судебных заседаниях.

Т.О., реформы Солона заложили основы рабовладельческой демократии.

? Почему рабовладельческая демократия.

(выдержка из текста) «Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца... Я точно волк, вертелся среди стаи псов...»

? Кто мог сказать о себе такие слова?

? Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса?

? Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный

срок?

Вывод: реформами Солона были недовольны как аристократы, так и демос. Знать он лишил дешевой рабочей силы, запретил долговое рабство, и усилил роль народного собрания. Бедняки были недовольны тем, что он не произвел передела земли. Но, несмотря на ограниченный характер, Солон заложил основы афинской рабовладельческой демократии.

Переход к новой теме:

Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Древней Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта. Сегодня на уроке мы узнаем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.

Наша главная задача: сравнить условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII - VII в до н.э.

Слайд 4 (карта)

Давайте обратимся к карте. (работа с картой)

? Где находится полис Афины?

? Определите месторасположение полиса Спарта?

Объяснение материала:

Слайд 5 (карта)

Древняя Спарта находилась тоже на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть их илотами. Илоты - по-гречески «захваченные». Но о жизни илотов мы поговорим позже, сначала рассмотрим государственное устройство Спарты.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить, как хочется. Даже крепостных стен Спарта не имела, её жители утверждали, что единственная надежная защита города - храбрые воины. Военное дело было главным занятием спартанцев, а спартанская пехота считалась лучшей в Греции.

Слайд 6 (схема)

Во главе государства стоял Совет старейшин из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью. В него входили самые достойные, не моложе 60 лет и находились там пожизненно. Выборы в Совет старейшин проходил на Народном собрании, состоящем из мужчин - спартанцев. Кандидаты в Совет старейшин молча, друг за другом проходили перед собранием. Народ встречал каждого криком одобрения. А чтобы определить, кто победил, в соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым безоговорочно доверяли. Видеть они ничего не могли, только слышать и называли того, за кого кричали громче всех. Греки из других городов насмешливо называли такой способ голосования детским.

? А как в Афинах выбирали правителей?

Ещё в Спарте были два царя - полководца. Цари- полководцы командовали войском, власть их передавалась по наследству, но не была велика. Цари- полководцы входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. А для контроля над деятельностью царей - полководцев, из-за опасения, чтобы они не захватили всю власть, в Спарте был еще один небольшой совет - Совет Эфоров.

Теперь давайте посмотрим, что представляло собой спартанское общество.

? Давайте вспомним, чем занималось население Афин?

А в спартанском обществе все было иначе. Спартанское общество похоже на общество Древней Греции, только здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных земледельцев - илотов. Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.

? Кто же такие илоты?

Илоты - это жители Мессении, захваченные спартанцами и обращенные в рабов. Илоты принадлежали спартанскому государству.

Работа с учебником - стр. 142 читаем и отвечаем на вопросы:

? Какие обязанности существовали у илотов?

? Как спартанцы обращались с илотами.

Вывод: спартанцы вели себя по отношению к илотам жестоко, бесчеловечно. Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом, осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников - греков.

Теперь посмотрим, как жили воины - спартанцы.

Слайд 7

Работа с учебником - стр. 143 читаем. Работа с документами. Отвечаем на вопросы:

? Что вы можете сказать об образе жизни спартанцев

? Что вы можете сказать о жизни женщин - спартанок?

? Почему Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого?

Слайд 8

Работа с документом « О воспитании в Древней Спарте». Отвечаем на вопросы:

? Как в Древней Спарте воспитывали мальчиков?

? Почему воспитание было таким жестоким?

? А что вам понравилось в воспитании мальчиков - спартанцев, что не понравилось? Почему?

Слайд 9

Вывод: Сегодня мы познакомились с еще одним полисом, Древней Спартой. Это уникальное государство, страна воинов и смельчаков. Жизнь спартанцев очень отличалась от жизни афинян. Подводя итог, давайте обратимся к таблице.

? Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин VIII - VII в до н.э.

Работа с таблицей:

Слайд 10

Афины

Спарта

Основные занятия

Земледелие, ремесло, торговля

Военное дело

Использование

труда рабов

После реформ Солона остались только привозные рабы.

Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников - греков.

Достижения

В Афинах ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура.

Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство.

Основные выводы:

Слайд 11

  • Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.
  • Население Спарты составляли спартанцы, метеки и илоты.
  • За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.
  • Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.
  • Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

Домашнее задание: § 31 вопросы на стр.146.


Подробнее